Людмила Белых (ludmila_belykh) wrote,
Людмила Белых
ludmila_belykh

Столь многое в малом. Мои глиняные игрушки. часть 1.

1

Давно собиралась (с некоторых пор)) написать про свои игрушки, и часть фото уже с лета лежит, но коли вновь повернул меня жизненный виток, ..значит нужно).

Про небольшую коллекцию глиняных игрушек. Конечно коллекция слово громкое и обязывающее, когда они у меня собирались, так я их не именовала наверно, просто влекло и грело.
Началось с интереса к народному искусству, костюму, первых игрушек, а после целого цикла встреч которые проводила тогда библиотека ЦДХ, с мастерами промыслов. Приезжали, рассказывали, когда сами, когда искусствоведы, привозили игрушки (увы так и не найду карточки с этих встреч, с фамилиями мастеров (после всех переездов), что-то помню, что-то стерлось).
А было то в начале 90х годов, вот тем временем и датируется большинство живущих у меня игрушек.

А они не стоят, они именно живут, точнее мы живем вместе. Вот трудно это описать, почему, зачем, и откуда этот интерес во мне, просто та энергетика, тепло, волны просто, которые от них идут, реально ощущаются, греют и душевно и физически, приезжаю и окунаюсь..

Наивная простота с глубиной народной мудрости, символика и архаичность, грубость, условность формы, и то мощь, то улыбка, и величие в каждой малой форме, игрушке, все то, что свойственно народному искусству, вот в скольком огромном и многодельном этого нет, а тут есть, потому, что живое, и дух народный.

22IMG_9105

В далёком прошлом глиняная игрушка, по существу, маленькая скульптура, была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. Посуда то в обиходе была в основном глиняная, целые сёла занимались гончарством. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие игрушки, фигурки-свистульки.

"Лепились игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись также была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и образном строе игрушки.  В пластике старались избежать мелких налепных деталей, от чего зависела просто сохранность игрушки.
Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части".
А в росписи, что линия, то символ, состоит в основном из солярных знаков, знаки дождя, земля, зерна, невероятно близки они еще к языческой культуре, образы, смыслы.

Я не буду описывать историю промыслов, ведь иллюстрирую немногими своми скромными обретениями, но самыми любимыми.


2

ПЛЕШКОВСКАЯ ИГРУШКА  (Орловская)

«Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути”. Это слова мастера плешковской игрушки Натальи Фроловой.


Плешковский промысел — родом из деревни Плешково (Ливенский район Орловской области), а известно оно говорят с 17 века. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в одном месте из-за бедности земли образовалась “плешь” — плешина, отсюда и название — Плешково. Издавна лепили здесь из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена игрушечниц О. Д. Малютиной, А. М. Иваниловой, продолжают традиции промысла мастера А.В.Фролов и Н.Н. Фролова.


3ааа

Узнать ее просто, по «проблескам», глина в этих местах розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Роспись плешковских игрушек — свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха (красный — зеленый, красный — синий).
Любимые сюжеты плешковских мастеров — домашние животные и птицы. Их образы хранят все знаки русского языческого пантеона (птица, конь, олень, птица-русалка, корова, коза, баба).


4ааа

Плешковской игрушке удалось сохранить архаичность, простую, но монументальную форму.
Живут у меня на полке корова (знак плодородия) и птица-русалка (дух растительности), автор А.В. Фролов.


5


САПОЖКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Сапожковская игрушка из деревни Александра-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области. В народе деревню эту до сих пор называют Глинки - в прошлом она широко славилась своими гончарными изделиями, которые продавались на базарах и ярмарках. Лепка глиняной игрушки здесь сопутствовала производству гончарной посуды. Потомственные игрушечницы Марфа И. и Анна Н. Сычевы, Бородулина Ольга И., Анастасия И. Жутова, Анна А. Силкина, Тимофей А. Кондратов.


6


Создавали здесь небольшие компактные фигурки с традиционными характером лепки и набором сюжетов, древние архаичные образы:

- маленькие свистульки в виде птичек с едва намеченными формами;
- всадники с туловом-цилиндром, словно вырастающим из спины коня;
- женские фигурки в юбках колоколом и кокошниках, с натуралистически выполненной грудью (баба-оберег),
- фигура же солдата отличается от женского образа лишь наличием гармони на месте груди.

Формам игрушек придавалось больше значения, чем цвету. В росписи использовали помимо полосок и традиционную поливу зеленого цвета.

Вот барышня с гармошкой, как раз с поливой. Ну  правда хороша?)

8


Сапожковские игрушки древние, языческие, статичные, монументальные, с цельной нерасчлененной формой, приземистых пропорций. Местная глина не давала возможностей пластики и изящества.

Игрушка архаична абсолютно, монументальна, даже в малой форме, выразительна без лишних подробностей, баба с крестом – так это два младенца и две груди, кормилица, все же ясно, зачем детали? Все лишь намечено, условно, обобщенно.


7а

Часть игрушек моих Анны Силкиной, помню точно, может быть и все (надеюсь когда-то все-таки карточки найти).
Вот нашла ее работы у себя в книжке..


9

Но энергетика от них идет невозможная! Пространство вокруг как заряженное,  не объяснишь, я вот только в руках подержу, поглажу - чувствую, не осознанно, причем, просто тянет, когда рядом всегда взять, погладить, вот и затертые они такие).

10

КОЖЛЯНСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Кожлянская игрушка из Курска, зародилась в деревне Кожля Курской области.

Ее отличие от других глиняных игрушек в том, что это, прежде всего, игрушка - свистулька.
Ещё отличительная черта – на ней нет “налепов”, то есть отдельно сделанных деталей, прилепленных на игрушку, все детали вытягиваются из единой формы.



11

Традиционно кожлянскую игрушку расписывали просто по фону глины, фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветами, весело и незамысловато. Фигурки игрушек - это, птички, собачки, белки и петушки, всадники и барашки с уткой, бараны с лукошком и медведи с гармошкой..
Мастерицы кожлянской игрушки - Валентина Ковкина, однофамилица ее - Ульяна Ковкина и Ольга Дериглазова.

13а


У меня есть два петушка и кошка, они одни из любимых, и они уже музейные, автор Ольга Дериглазова, что точно помню.
Вот есть ее похожие в книге по народной игрушке, мои конечно выцвели..  



13



14

14б


Простая, наивная форма, петушок с леденцом сам как леденец на палочке, но сколько же в них обаяния, в этом повороте шеи петушка с желтым гребнем, а как вскинула лапки кошка, к своей выразительной мордочке.. какая то щемящая трогательность ..

12

15

ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА

Хлудневсий промысел родом из деревни Хлуднево Думиничского района Калужской области. Где кроме гончарного промысла был и другой - "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки, что поддерживало, так как местные глинистые почвы были не урожайны. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет, в свободное от сельских работ время.

Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других. Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи, и нтерес к их творчеству родился в 1969—1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия в выставках. Одна из известных мастериц Татьяна Городничева. Сейчас игрушкой занимаются потомственные мастера и их дети, внуки.



16


Хлудневские игрушки отличает наивная (в самом высоком смысле этого слова) простота, незатейливая росписи, некоторая грубоватость лепки. Яркая, жизнерадостная, просто источает тепло и радость. Глина хлудневской игрушки после обжига становятся белой, бело-розовой, фоновый цвет. Расписывают игрушки не целиком, а только отдельные детали, разноцветные полоски, натуральным фоном глины, в основном яркими цветами: красный, малиновый, зеленый.


17


Есть у меня несколько свистулек (мастеров точно увы не помню), со временем анилиновые краски подвыцвели, выглядят бледновато.

Ка-ак же долго я жалела, что не купила тогда хлудневскую бабу, вот просто боль моя (300 руб. как помню, видно не хватало), они у них большие, огромные и сложносоставные, невероятно архаичные, потрясающие, до сих пор их везде смотрю..


На прошлогодней зимней Ладье они стояли лишь в выставочной витрине, стенда промысла не было, был лишь мастер-класс , мастер  Александр Заборкий из Думичей, лепил игрушки, здесь же они и продавались, взяла одну, на фото она  справа, еще со свежей краской.     


Все такие разные, разные традиции, местность, глина и ее пластические возможности, и не скажешь, что тут цвет, или особая линия, и выцвели они у меня, затерлись со временем, но особо я дорожу этими не броскими «сокровищами» , за их нечто особо глубокое, первозданное, настоящее, ..изнутри..



18

Петровская глиняная окарина (свистулька) потому что родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области.

Главные особенности: все игрушки на трех или четырех опорах. Свистульки – обязательно. Изысканный, утонченный силуэт, гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой. Декоративные орнаменты: "ёлочки", вертикальные вмятины, точки. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием (тиснением) археологи называют "ямочным", он существует тысячелетия и вот, в петровской игрушке, сохранился до наших дней. Сюжеты: конь, петух, олень, баран, медведь, мужики с гармонями, бабы с детьми, а еще собаки, лошади, свиньи. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками, как в орнаментах северной вышивки.

IMG_9108

Петровская игрушка редкая – была почти погибший промысел. Сейчас стараниями студии керамики "Весна" изучается и создается. Но игрушки старых мастеров - Павла Алексеевича Иванова и Александра Васильевича Зайчикова - давно стали музейной редкостью, ими созданы истинно прекрасные и удивительно гармоничные вещи.

22IMG_9114

Петровская игрушка у меня была одна, и автора не помнила (конечно не Иванов), но на весенней "Ладье" познакомились мы с мастером Михаилом Шмаровым и его женой, которые восстанавливают промысел, рассказывал он и об открывшимся музее игрушки в Костроме.
Купила я пару его игрушек к своей в компанию, и оказалось дома, что судя по инициалам мастер то у них один, и у моей двадцатилетней давности и этих. Если встречу Михаила на выставке, обязательно подойду, спрошу).


...В декабре подошла, пообщалась с женой мастера, выяснилось, что раньше технология изготовления была другой, в 1994 (год первой игрушки) покрывали игрушку свинцовым суриком по сырому черепку, в один обжиг, а сейчас - полива, в два обжига, отсюда и разный эффект поверхности (хоть тот что раньше мне ближе был..)


IMG_9110

Конечно,  для полного представлений об игрушечных промыслах нужно посмотреть работы их мастеров, почитать историю http://glina.teploruk.ru/.

продолжение будет..

часть 2 http://ludmila-belykh.livejournal.com/92682.html
Tags: личное, народная традиция, что люблю
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments